Категории рефератов
Реклама

Hi-tech Новости

Hi-tech Новости
    

Главная => Философские науки => Философия => Жизнь и творчество П.А.Флоренского

Жизнь и творчество П.А.Флоренского

                              _П Л А Н : .

        I   Введение

        II  Биография

        III Творческое наследие П. Ф.

        IV  П.А. Флоренский: проблема общественного идеала

                а) его представления об общественном идеале

                б) исследование проблемы общественного идеала

        V   Зримый рай Павла Флоренского

        VI  Павел Флоренский и наука XX века

                а) введение топологических структур и единство научно-

                   го знания ;

                б) новая теория исторического процесса.

                в) формирование новых научных понятий , Московская ма-

                   тематическая школа , основной вопрос философии .

        VII Заключение

.

                                   - 2 -

         Павел Александрович Флоренский - выдающийся русский мыслитель

      ,  поистине  настоящая  гордость и слава России ,  по-видимому ,

      последний Леонардо мировой культуры ,  человек , даже в сталинс-

      ких  лагерях продолжавший научные исследования ,  и вместе с тем

      великий " майевтик " такой непреходящей ценности нашей Родины  ,

      как Московская математическая школа .  Многое , слишком многое в

      его трудах связано ,  конечно же ,  с конкретными , характерными

      только для тех лет увлечениями научной мысли ,  некоторые далеко

      не тривиальные идеи его оказались просто ошибочными , - например

      ,  о близком и полном крахе культуры " Возрожденческого типа " .

      Но - какая это ошибка ! Дай - то Бог так ошибиться нам или любо-

      му из ныне живущих исследователей . А самое главное - сколь мно-

      го и каких глубоких мыслей ,  идей , понятий все - таки остается

      в конце концов как непреходящая ,  навсегда " депонированная " в

      человеческую культуру духовная ценность .  И это  страшно  нужно

      нам сейчас для более глубокого понимания того , что же случилось

      со страной , куда нам идти дальше , какие идеалы исповедовать .

         В отечественной истории П.А.Флоренский предстает фигурой уни-

      кальной и глубоко закономерной ,  порожденной как бы самой логи-

      кой развития общественной и философской мысли . Религиозный мыс-

      литель и ученый - энциклопедист , он оставил заметный след в са-

      мых разных областях :  был математиком ,  физиком ,  инженером ,

      искусствоведом ,  историком , филологом , историком и богословом

      .  Столь  разносторонние интересы отнюдь не обособлялись друг от

      друга ;  напротив , взаимопроникали , сочетались в служении выс-

      шей  духовной истине ,  в утверждении " онтологичности духовного

      мира " ,  прочной опоры мимотекущего в вечности .  В своем твор-


                                   - 3 -

      честве  Флоренский как бы воплощал тот идеал целостного знания ,

      которого искала русская мысль на протяжении всего XIX века :  от

      любомудров  и славянофилов ( В.Ф.Одоевского ,  А.С.Хомякова ) до

      Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева .  В " Автореферате " ,  написанным

      Павлом  Александровичем  в  середине 20-х годов специально для "

      Энциклопедического словаря Русского  библиографического  словаря

      Гранат " , он определяет " свою жизненную задачу " как " продол-

      жение путей к будущему цельному  мировоззрению  ".  Не  случайно

      устремляющемся  в конечной цели к преображению мира и человека ,

      к " восстановлению всяческих " .  В  искусствоведческих  работах

      советского  периода  ( " Храмовое действо как синтез искусств ",

      1918 ;  " Анализ пространственности в художественно -  изобрази-

      тельных произведениях " ,  1924 ) Флоренский раскрывает внутрен-

      нее функциональное сходство разных искусств ,  их живое творчес-

      кое единство в храме и храмовой службе .

         Родился П.А.Флоренский в местечке Евлах Елизаветпольской  гу-

      бернии ( ныне Азербайджан ),  в семье инженера ,  Строившего за-

      кавказскую железную дорогу . По матери его корни уходят в глуби-

      ну древнего армянского рода Сапаровых .  Отец и мать , как вспо-

      минал Флоренский стремились превратить семью в особый мир ,  не-

      зыблемый  и прочный ,  в " рай ,  которому бы не была страшна ни

      внешняя непогода ,  ни холод , ни грязь общественных отношений ,

      ни ,  кажется , сама смерть " . Этот культ семейного начала глу-

      боко укоренился в душевном складе мыслителя . Дело строительства

      ,  духовного  взращивания  семьи было для него не менее важным ,

      чем научные изыскания ,  чем работа ,  чем пастырское служение .

      Но  возводил он ее на более стойком фундаменте чем отец .  Алек-

      сандр Иванович сознательно обособлял детей от прошлого (  долгое


                                   - 4 -

      время они ничего не знали о дедах и прадедах ) и от религии,  от

      соборного единства Церкви .  Тому были свои причины :  оба  ,  и

      отец ,  и мать , оторвались от своих родов и принадлежали к раз-

      ным христианским исповеданиям .  Сын же их восполнил односторон-

      ний  культ  семьи  культом рода ,  сердечной памятью о предках ,

      непрестанным обращениям души и ума к выносившем его поколениям (

      для воспитания в собственных детях этого чувства он написал вос-

      поминания об отце ,  дедах ,  прадедах ,  о себе самом  ,  своем

      детстве  ,  юности ,  как бы поведал им себя изнутри ) и верой ,

      сопричтенностью к Церкви , соединяющих всех в молитве , памяти и

      любви , преодолевающей губительность розни .

         У Павла Александровича рано обнаружились удивительные способ-

      ности к математике , и в 1900 г. по окончании тифлисской класси-

      ческой гимназии он поступает на физико - математическое  отделе-

      ние Московского университета .  Параллельно изучает философию на

      историко - филологическом факультете под руководством  известных

      философов  и профессоров С.Н.Трубецкого (1862- 1905) и Л.М.Лопа-

      тина (1855-1920) .  По окончании же курса поступает в Московскую

      духовную академию . В 191 г. защищает мастерскую диссертацию " О

      духовной истине " и принимает сан священника .  С этого  времени

      окончательно определяется своеобразный параллелизм ,  внутренняя

      сопряженность его духовных и научных занятий .  Он читает лекции

      по истории философии в Духовной академии ,  редактирует журнал "

      Богословский вестник " ,  преподает физику и математику , разра-

      батывает курсы по методике геометрии , энциклопедии математики и

      т.д.

         В1914 г.  выходит книга Флоренского " Столп и утверждение ис-

      тины .  Опыт православной теодицеи " , переработанная им из дис-


                                   - 5 -

      сертации .  Здесь развивается соловьевская концепция всеединства

      к идея Софии . Сама необычность построения книги ( в виде 12 пи-

      сем к другу , с многочисленными лирическими вставками ) , способ

      изложения материала (  богословские  рассуждения  сопровождаются

      математическими выкладками ,  примерами из самых разных областей

      ) свидетельствовали об особой позиции мыслителя ,  о  стремлении

      привести  к согласию религию и точное знание ,  о глубокой убеж-

      денности в равноположности истин веры  с  истинами  настоящей  ,

      нравственно  ориентированной науки .  В 20-ее годы у него у него

      уже окончательно складывается система " конкретной метафизики  "

      ,  где он пытается выстроить цельную картину бытия путем анализа

      различных его уровней и устойчивых структур ,  а также выявление

      символов горнего мира .  В 1922 году Флоренский готовит к печати

      большую работу " У водоразделов мысли . Черты конкретной метафи-

      зики  "  ( включает главы об обратной перспективе ,  о науке как

      символическом описании ,  об антиномии языка , философии имени ,

      органопроекции и т. д. ) , но она так и не вышла в свет .

         П.А.Флоренский не мыслил себя вне родины ,  ощущал нравствен-

      ный  долг  перед  грядущими поколениями ,  стремился сохранить в

      России основы духовной культуры . " Можно сказать , - писал Бул-

      гаков , - что жизнь ему как бы предлагала выбор между Сололвками

      и Парижем , но он избрал... родину , хотя то были и Соловки , он

      восхотел до конца разделить судьбу со своим народом . Отец Павел

      органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного

      или  невольного  отрыва  от родины ,  и сам он и судьба его есть

      слава и величие России , хотя вместе с тем и величайшее ее прес-

      тупление . "

         Талантливый ученый в сталинское  время  подвергся  травле  по


                                   - 6 -

      всем направлениям своей творческой деятельности .  Так ,  работа

      по сохранению Троице - Сергиевой Лавры была истолкована как  по-

      пытка создать " православный Ватикан " ,  преподавание во ВХУТЕ-

      МАСе - как создание " идеалистической коалиции " с В.А.Фаворским

      ,  а теоретическая работа , в которой описывался электроинтегра-

      тор - прототип современных аналоговых машин , была названа дале-

      кой от науки .

         В 1928 году ученого ссылают в Новгород ,  но затем возвращают

      по  ходатайству Е.П.Пешковой .  В 1933 г .  он был осужден на 10

      лет . Самой страшной страницей в жизни П.А.Флоренского стоновит-

      ся  его прибывание в Соловецком лагере .  Но и здесь несмотря на

      все издевательства и мучения не прекращается его творческая дея-

      тельность .  В частности , он занимается проблемой добычи йода и

      агар - агара из морских водорослей и делает более  десяти  запа-

      тентованных научных открытий .  25 ноября 1937 года П.А.Флоренс-

      кий был вторично осужден . Жизненный и научный подвиг  мыслителя

      подошел к концу.

         П.А.Флоренский был реабилитирован в 1958 г. Труды его начина-

      ют публиковаться с 70-х годов в богословских изданиях ,  с конца

      80-х годов в светских изданиях в России . В 1990 Г. выходит трех

      томное собрание его сочинений ,  включающее основные философские

      труды .  Его творчеству посвящают статьи ,  докторские и  канди-

      датские диссертации . Изучение философских взглядов П.А.Флоренс-

      кого преобретает систематический характер .

         В творческом  наследии  отца  Павла Флоренского произведениям

      принадлежит сравнительно скромное , но довольно заметное место .

      Помимо  сугубо  литературных достоинств поэтические произведения

      его несут в себе и затаенные ,  гностические мотивы ,  символы ,


                                   - 7 -

      которые он рассматривал как термины из духовного мира .

         Рассмотрим гностические мотивы в поэзии раннего Флоренского ,

      обратившись прежде всего к сборнику его стихотворений " В вечной

      лазури " .

         Сборник этот  построен как цельная соната из библейских реми-

      нисценций и символов . Традиционная фактура стиха , традиционные

      размеры  и  рифмы чередуются в сборнике с изощренной разорванной

      строфикой ,  сложными ритмами и ассонсами .Заслуживает  внимание

      стихотворение " Назорей " ,  в котором ветхозаветный обряд назо-

      рейства ,  добровольного аскетического подвига  ,  описанного  в

      Книге  Чисел переосмысливается Флоренским в гностическом аспекте

      посвящения :

         Пред Тобой не поставлю свечи ,

         не возжгу я лампад .

         Златотканной узорной парчи

         не одену наряд .

         Облеченный в мерцающий лен ,

         сам хочу пламенеть .

         И Тобой , Свет , и Пламя , зажжен,

         бледным воском сгореть . 55 0

         Привычные поэтические символы , наполняются особым смыслом в

      этом контексте .Свет и Пламя на языке гнозиса означает  знание и

      любовь .Посвящаемый входит в святая всех святых своей души , по-

      беждающей смерть через посвящение и обретающей таким образом бо-

      жественную свободу - рождение в новую жизнь .

         В этом сборнике ,  в отличие от более  ранних  ,  поэтическая

      символика  Флоренского  заметным образом " оцерковляется " .  Не

      случайно стихи , вошедшие в него , были предварительно напечата-


                                   - 8 -

      ны  в  журнале  " Христианин " и прошли духовную цензуру ректора

      Вифанской Духовной семинарии протоиерея А.Беляева .

         В стихотворении  " У окна " поэт превосходно иллюстрирует ус-

      ловность и в то же время многозначительность ассоциативной  сим-

      волики .  Традиционные значения символов перемежаются здесь с их

      контрастным гностическим наполнением на противоположном семанти-

      ческом фоне ,  в более широком контексте . Лепестки цветущих ви-

      шен сменяются хлопьями снега ,  ветви деревьев пронзают душу как

      копья , а саван оказывается подвенечным убором :

         - Гляди-тко ,  родимый .Гляди-тко :  в цвету

         за окнами  вишни белеют ,

         и ветром весенним - смотри! - на лету

         несет лепестки их и веет !

         -Ах нет не ошиблась , - то ветер свистит

         метельный  и  мертвенно-белый .

         Прохожий замерзший вон видишь ?  -

                                      спешит

         и дышит на ус индевелый .

         - Мой Брат ! О , мой милый !пахнуло теплом .

         Послушай ... гудят колокольни .

         В истоме все сладкой за этим стеклом .

         Пойдем же к истоме безбольной !

         - Там нет лепестков так куда ж я пойду .

         По савану ? в снежныя хлопья ?

         Там ветви стенают в холодном бреду

         и тянутся к небу как копья .

         - Не саван ! Нет , это -венчальный убор .

         Дрожит мое сердце :  Он близко ... 5 6


                                   - 9 -

         Поэма " Белый камень " , посвященная А.Белому , написана Фло-

      ренским как своего рода гностический комментарий на стихи Апока-

      липсиса  - " Побеждающему дам вкушать сокровенную манну ,  и дам

      ему белый камень и на камне написанное новое имя , которого ник-

      то не знает , кроме того , кто получает "

         Под сокровенной манной и белым камнем , очевидно , подразуме-

      ваются  символы  ;  по  традиционному толкованию ,  тело и кровь

      Христа , которые вкушают верующие в таинстве Евхаристии и приго-

      вор Божьего Суда над каждым христианином , наказание или награда

      .

         По другому толкованию ,  более близкому гностикам , белый ка-

      мень - цвет радости и победы - знак принятия в Небесное  Царство

      ; новое имя -внутреннее обновление , перерождение и посвящение ,

      позволяющее вступить в это царство .  Получение белого  камня  -

      знак принадлежности к белому братству ,  как мистическому ордену

      . Белый камень с начертанным на нем белым именем означает завер-

      шение божественного усыновления в жизни вечной .

         Знаменательно ,  что для поэзии Флоренского типичны сновиден-

      ческие образы ,  и именно в гностическом обрамлении они получают

      верное истолкование .Вот ,  например , фрагмент из стихотворения

      " Весна . Над Москвой - рекой " :

         Сладкой тоской изнывая ,  стою над рекой и не знаю ,

         что , в эту ночь оживаю ,  иль в Вечную Жизнь умираю .

         Странно внутри так звенит ...

                             Или храма  то отзвук несется

         плавно - широкой волною . Иль новая сила дается ?

         Сердце от радости плачет ... 5  7

         Нужно обратить внимание на то , что у Флоренского есть нес-


                                   - 10 -

      колько стихотворений с одинаковым названием " Сон " . В одном из

      них написанном в Тифлисе в 1901 году ,  запечатлены  следы  того

      удивительного состояния , когда в жаркий полдень на лесистом бе-

      регу Куры Флоренский испытал состояние транса  и  наития  и  ему

      вдруг  открылась относительность и условность позититвизма и не-

      зыблемость вечных духовных истин .  " В какую-нибудь минуту ,  -

      вспоминает Флоренский , - пышное здание научного мышления рассы-

      палось в труху , как от подземного удара ... Произошел глубинный

      сдвиг воли , и с этого момента смысл умственной деятельности из-

      менил знак " .

         Как поэт Флоренский эволюционировал от гностической символики

      к символике церковно литургической .  Направление этой  эволюции

      заметно уже на страницах сборника " В вечной лазури " .  Влияние

      на гностические мотивы в поэзии Флоренского оказали , как это не

      парадоксально на первый взгляд ,  оказали народные частушки .  "

      Частушка - это народное декаденство ,  народный индивидуализм  ,

      народный импрессионизм " , - пишет Флоренский .

         " Все дороги ведут в Рим " . А дороги , как известно , состо-

      ят  из разных " стадий " .  Гностическая " стадия " на пути отца

      Павла открыла ему высокие духовные озарения ,  и не  следует  ее

      умалять ни ревнителям ортодоксальной церковности , ни привержен-

      цам точного знания .

         Можно с полным правом говорить о своеобразных социально - по-

      литических воззрениях П.А.Флоренского ,  раскрывающих его предс-

      тавления об общественном идеале .  Мы находим их в таких работах

      ,как :  "Около Хомякова" ,  "Философия культа" , "Обратная перс-

      пектива" ,  "Итоги" , "Троице-Сергиевая Лавра и Россия" , "Пред-

      полагаемое государственное устройство в будущем" и др .


                                   - 11 -

         Проблема общественного  идеала не может быть понята без обра-

      щения к культурологической концепции П.А.Флоренского ,  сущность

      которой связана с интерпретацией понятия " культура ".  Культура

      рассматривается философом как специфический вид  деятельности  ,

      направленной на раскрытие безусловных ценностей .Само этимологи-

      ческое происхождение слова считает он ,  свидетельствует о том ,

      что культура есть порождение , " прорастания культа , побеги его

      , боковые ветви его "  51 0. Поэтому он называл свое понятие культу-

      ры сокральным ,  т.е.  исходящим из признания священнодействия ,

      таинства в жизни человека и общества . Он писал : " Вера опреде-

      ляет культ , а культ миропонимание , из которого следует культу-

      ра " . 5 2 0

         Идеалом общественного устройства , соответствующим сакрально-

      му пониманию культуры ,  П.А.Флоренский  считает  теократическое

      государство с монархической формой правления , ,далеким прототи-

      пом которого является Византия .  Именно в теократии  происходит

      освящение власти .  Строение теократии строго иерархично :  вос-

      хождение к миру горнему имеет ступени .  Являясь отражением мира

      Божественного ,  теократия воспроизводит его иерархию .  " Граж-

      данское устройство , - пишет Флоренский , - мыслится как отобра-

      жение небесной иерархии , Христом возглавляемой " .

         Идеалом общественного устройства ,  соответствующим  рациона-

      листическому миропониманию ,  является , с точки зрения философа

      , идеал , обожествляющий " искусственную революционную государс-

      твенность " ,  утверждающий преимущество представительской формы

      правления перед христианской монархической властью . Это привело

      к  духовному  опустошению  мира государственного и личностного .

      Общество утратило свою целостность .  Отказ от феургического де-


                                   - 12 -

      лания  в  государственной сфере повлек за собой взаимоотчуждение

      людей и распад духовной жизни личности .

         Важной вехой  в  исследовании П.А.Флоренским проблемы общест-

      венного идеала является его работа  "  Предполагаемое  государс-

      твенное устройство в будущем " .  В ней П.А.Флоренский , во-пер-

      вых ,  формулирует общие положения любого государственного  уст-

      ройства , претендующего на статус разумности ; во-вторых , раск-

      рывает сущность современного ему этапа культурного развития  че-

      ловечества  ,  оценивает  представительную демократию и монархию

      как формы правления ; в-третьих , дает развернутую характеристи-

      ку сложившегося к началу 30-х годов советского общества , в-чет-

      вертых ,  представляет конкретный социально-политический идеал ,

      при  воплощении которого в СССР возможно преодоление возникшей в

      обществе кризисной ситуации и оздоровление общества .

         По-мнению Флоренского , для функционирования государства нуж-

      на прежде всего  разумность государственного строя .Она  зависит

      от  "  ясного  понимания  основных положений ,  к которым должна

      приспособиться машина управления "  53 0, т.е. идеей метафизического

      плана , из которых исходит государственный деятель . Государство

      не может быть разумным ,  если несется без руля и  ветрил  ,  не

      имея прочных идеальных основ своей деятельности . " Мудрость го-

      сударственного управления ,  - пишет Флоренский , - не в истреб-

      лении тех или иных данностей ... а в их умелом направлении ."

         Существующие представительские формы правления  ,  по  мнению

      Флоренского , не в состоянии решить главную задачу государства :

      сочетать свободу проявления людей  с  необходимостью  направлять

      политическое  целое к решению его собственных задач .  Прочность

      представительской формы правления  проявляется  прежде  всего  в


                                   - 13 -

      легкомысленном  отношении к политике ,  в убеждении в ее доступ-

      ности всем без исключения .  Вовлекая своих граждан в политику ,

      представительное  государство  способствует  ее вырождению ,  ее

      превращению в политиканство .  Борьба  за  политическую  свободу

      оборачивается исключительно опасным обманом и самообманом народа

      ,  так как возникающее в итоге государственное устройство , " не

      давая удовлетворения никому в частности, вместе с тем расслабля-

      ет целое " .  Ни одно правительство ,  если оно не  желает  себе

      краха  ,  заключает  мыслитель ,  не должно опираться на решения

      большинства .

         Будущее Нашего общества Флоренский связывал с провозглашением

      децентрализации и индивидуализации . В союзном устройстве должна

      быть  проведена  большая индивидуализация отдельных республик во

      всем ,  что не затрагивает целостность государства .  В целом же

      экономический  порядок  в  стране может быть охарактеризован как

      государственный капитализм , когда орудия производства принадле-

      жат непосредственно государству .

         Будущее экономической жизни страны Флоренский видит в своеоб-

      разной  изоляции ее от мирового рынка ,  продиктованной в первую

      очередь экспансионистским устремлением Запада . Слепо копировать

      западные образцы нельзя . То , что за границей естественно , для

      нас будет искусственно .  " Чутко прислушиваясь  к  заграничному

      опыту , - подчеркивает ученый , - мы должны решать свои задачи и

      своими средствами . " 5 4 0

         " Мнимости в геометрии " - важный труд Павла Флоренского , За

      который он испил в полной мере чашу мученичества  в  Соловках  и

      расстрела в 1937 году .

         Нельзя отказать в проницательности палачам и самозваным судь-


                                   - 14 -

      ям . Они правильно истолковали смысл книги . Это был несомненный

      удар по материализму ,  считающему материю  главной  реальностью

      мироздания .  Как раз эта реальность при световых скоростях ока-

      зывается нулевой , мнимой , а мнимости потустороннего мира , об-

      ретают истинную реальность .

         Священник и богослов  Павел  Флоренский  умышленно  отказался

      здесь от любимых богословских и канонических рассуждений .  Цен-

      ность труда в том и заключается , что , оставаясь в пределах фи-

      зики , геометрии и космологии , автор фактически полностью подт-

      верждает и даже доказывает подлинность мистического христианско-

      го опыта .  Это настоящее " опытное богопознание " , известное с

      древних времен .  Суть такого пути - в свободном  следовании  за

      истиной , которая сама ведет к Богу .

         В доносых рецензиях и прямых доносах на " Мнимости в  геомет-

      рии  " справедливо указывалось ,  что этот труд возвращает нас к

      средневековым христианским представлениям о Земле , как центре и

      цели всего небесного мира . Правильнее сказать , что здесь подт-

      верждается реальность библейского откровения о сотворении земно-

      го мира из света :  " И сказал Бог - да будет свет , и стал свет

      " .

         Авторы доносов  обрушивались  и  на  теорию относительности ,

      вольно или невольно подтвердившую это библейское откровение пос-

      тулатом об изначальной скорости света и моделью мгновенного воз-

      никновения нашего  мироздания  из  светового  сгустка  величиной

      меньше булавочной головки .

         Однако Флоренский пошел в  этом  направлении  намного  дальше

      Эйнштейна . Там , где для создания теории относительности закан-

      чивается реальность ,  для автора " Мнимостей в геометрии "  она


                                   - 15 -

      только  начинается  .  Флоренский  считает ,  что скорость света

      300000 километров в секунду - не предел , а только граница между

      миром земным и миром небесным . Одна секунда бега светового луча

      очерчивает все пределы земного мира .  По звездному времени  это

      сутки ,  а в пространстве граница между землей и небом пролегает

      между Ураном и Нептуном , как и считал Птолемей .

         Становится ясно , что сотворив свет , а именно с него начина-

      ется сотворение мира ,  Бог одновременно создал вечные и неруши-

      мые  сущности  вещей .  Смерть и разрушения возникают на границе

      между нашей и " мнимой " , а правильнее сказать - вечной  реаль-

      ностью .

         Здесь необходимо вспомнить " Иконостас "  Флоренского  и  его

      учение об обратной перспективе в иконописной традиции . Обратная

      перспектива возникает на сферически изогнутой поверхности ,  как

      бы  охватывающей  зрителя .Плоскость иконы - это реальность .  "

      Мнимость " -  сферическая  вогнутость  ,  создаваемая  взором  и

      кистью художником . Согласно его учению , мистическое пространс-

      тво иконы - не изображение рая , а его вместилище . " Мнимости "

      - зримый рай .

         Учение Флоренского о мнимостях и обратной перспективе до  сих

      пор понимают немногие .

         Самой важной заслугой Флоренского перед наукой XX века  явля-

      ется ,  введение и систематическое использование им - для точной

      ,  математической экспликации своих , ныне революционизировавших

      естествознание  идей новых - топологических структур современной

      математики .  Он успешно продолжил здесь линию по выявлению  со-

      вершенно новой , чисто математической " онтологии " мира , нача-

      тую еще Галилеем ,  Ньютоном , Максвеллом , Эйнштейном и многими


                                   - 16 -

      другими и философски осмысленную только поздним Гуссерлем .

         Новые существенно важные компоненты самых современных  теоре-

      тических концепций естествознания опираются ,  оказывается ,  на

      главные , наиболее глубокие понятия фундаментального , основопо-

      лагающего  раздела современной математики - топологии как наибо-

      лее общего ,  современного учения о пространстве - о том  ,  как

      конкретно любые объекты научного познания " выстроены " в преде-

      ле из своих " частей " - любого рода их подобъектов .  Топологи-

      ческие  структуры - структуры предельного " прилегания " ,  пре-

      дельной " составленности " целого из любых своих "  частей  "  -

      наряду  с алгебраическими структурами - являются наиболее фунда-

      ментальными для всей современной теоретичесой механики ,  а зна-

      чит , и для современного научного знания в целом .

         Флоренский предложил еще в 20-е годы нашего века  то  решение

      вопроса , к которому теоретическая физика подходит только в наши

      дни :  " Геометрия учит , что каково бы ни было расстояние между

      двумя точками в пространстве по кратчайшей между ними ,  - кроме

      того , всегда может быть осуществлен путь , по которому расстоя-

      ние их равно нулю ... Устанавливая такое сообщение между точками

      ..., мы непосредственно соприкасаем друг с другом любые две точ-

      ки  .  Так  словопроизнесение можно сравнить с таким прикасанием

      познающего и познаваемого  ...  хотя  и  оставаясь  разделенными

      пространственно  ,  они оказываются совмещенными друг с другом .

      Слово есть онтологическая изотропа " . 58 0 Это первое  серьезное  ,

      концептуальное применение новой научной дисциплины XX века - то-

      пологии к решению действительно серьезнейшей научной проблемы .

         Во времена Флоренского , конечно , общая топология еще только

      начинала складываться - и именно он был первым в  мировой  науке


                                   - 17 -

      XX века ,  кто начал применять ее новые , более глубокие общест-

      венно - пространственные понятия к решению действительно серьез-

      ных научных ,  философских проблем ,  в частности , прежде всего

      для более основательного осмысления того ,  как надо понимать  в

      наше  время единство научного знания и сам процесс исторического

      развития .Надо отдать должное врагам ученого  :  интуитивно  они

      совершенно правильно оценили очень важное для всего научного со-

      общества значение теоретических идей и интересов П.А.Флоренского

      - иначе как понять объявленное ими не более и не менее как " на-

      учным вредительством " публикацию в 1937 году в русском переводе

      первой  в  мире  систематической монографии по теории множеств -

      известной книги Хаусдорфа " Теория множеств " , конечно же , со-

      вершенно  " безвредной " для тогдашнего официального марксизма в

      идеологическом плане ?  Очень жаль ,  что в  результате  наветов

      отец Павел был слишком рано лишен возможности участвовать в этом

      очень результативном , эффективном движении философской мысли XX

      века , одним из основоположников которого он , собственно говоря

      ,  и являлся в России , в постепенном обобщении и  теоретическом

      углублении конкретных и точных понятий нового раздела математики

      - топологии - до статуса основополагающих ,  лежащих у самых ис-

      токов человеческого познания философских категорий - категорий "

      Гегнет" . Это смог сделать только другой великий философ XX века

      - Мартин Хайдеггер . Другая главная , огромная и великая заслуга

      П.А.Флоренского перед философской наукой XX века - выявление на-

      иболее существенных компонентов совершенно новой концепции исто-

      рического развития ,  разумное и вполне удовлетворяющее нас ныне

      построение подлинно научной ,  современной историософии . Он на-

      чинает с еще очень непростой классификации основных типов  чело-


                                   - 18 -

      веческих культур ,  известных документальной истории , выделяя в

      ней два главных ,  наиболее важных подразделения : культуру тра-

      диционные и культуры ,  в его терминологии ,  " Возрожденческого

      типа " ,  которые в наиболее полном и развернутом виде воплотила

      начиная с Ренессанса ,  Европа Нового Времени , а в зачаточном ,

      еще недостаточно развитом - классическая Греция античности . 5 9 0

         Еще один большой круг гносеологических проблем ,  очень инте-

      ресовавших П.А.Флоренского во время его жизни и получивших  пос-

      ледующее  - весьма интересное и основательное - развитие в фило-

      софской науке XX века ,  связан с конкретными особенностями фор-

      мирования наиболее глубоких ,  самых общих и фундаментальных по-

      нятий тех научных теорий ,  которые определяют ныне само наше  "

      видение " мира - миропонимание нашего времени,  - таких , напри-

      мер ,  как квантовая теория или теория относительности . Конечно

      , здесь он - как и вся русская философия того времени -находился

      под сильнейшим влиянием неокантианства . Но и здесь он смог ска-

      зать много нового и очень интересного .

         Как он мог тогда ,  - в самые перовые десятилетия нашего , XX

      века - в страшнейших , нечеловеческих условиях жизни так тонко и

      безошибочно  выделить  ,  определить  тот  класс  математических

      структур , с помощью которых мы , уже в самом конце этого века ,

      будем только начинать решать все эти ,  очень  кратко  описанные

      выше серьезнейшие и труднейшие научные проблемы ,  - это , пожа-

      луй , самое загадочное и удивительное во всей жизни и делах отца

      Павла  .  Не одно поколение исследователей еще будет " в великом

      изумлении " стоять перед этой удивительной загадкой .

         Подводя итог следует вспомнить слова Е.Н.Трубецкого , которые

      он сказал ,  характеризую творчество философа :  " Движение  его


                                   - 19 -

      мысли определяется тем же основным контрастом ,  который опреде-

      лил собою весь ход развития русской религиозной мысли :  это , с

      одной стороны ,  - бездна зла ,  греховный миро , внутренне рас-

      павшийся , " рассыпавшийся в противоречиях " , а , с другой сто-

      роны ,  " свет Фаворский " , в непроходящей реальности коего ав-

      тор глубоко убежден . "Видимо , это высказывание можно применить

      ко всему жизненному пути отца Павла ,  испытавшего в своей безв-

      ременно оборвавшейся жизни бездну обрушившегося на него зла , но

      и восторжествовавшего над собственной смертью тем светом подлин-

      ной духовности , который не померкнет , пока жива Россия .

.

                          2С Н О С К И : 0

          51 0. Богословские труды . М., 1977 . Вып. 17 . С.117.

          52 0. Вопросы философии . 1988. N 12 .С. 114.

          53 0. Литературная учеба .1991. N 3 . С. 96.

          54 0. Литературная учеба .1991. N 3 . С. 108.

          55 0. Флоренский П. В вечной лазури . Сергиев Посад , 1907,С.5.

          56 0. Флоренский П. В вечной лазури . Сергиев Посад , 1907,С.12.

          57 0. Флоренский П. В вечной лазури . Сергиев Посад , 1907,С.7.

          58 0. П.А.Флоренский Соч. в 2-х тт. Т.2. М.,1990,стр. 292.

          59 0. П.А.Флоренский .  Автореферат.  - " Вопросы философии "  ,

            1988, N 12 , стр. 114 .

.

                       _ 2Л И Т Е Р А Т У Р А : . 0

       11) 0 Е.М.Амелина П.А.Флоренский :  проблема общественного идеала .

         Социально - политический журнал , N 9-10 , 1994 г.

       12) 0 Е.В.Иванова Флоренский и Христианское Братство Борьбы .

         журнал Вопросы философии , N 6 , 1993 г.

       13) 0 Г.Гачев Русская дума . :М., 1991.

       14) 0 Б.Цейтлин Физика - миф - свобода .

         журнал Знание - сила ,  N 12 , 1992 г.

       15) 0 Сборник Русский космизм .

       16) 0 И.Акчурин П.А.Флоренский и наука  XX  века

         журнал  Свободная мысль , N 10 , 1993 г.

       17) 0 В.Никитин Продлить на мгновение мечту ...

         журнал Наука и религия , N 10 , 1992 г.

       18) 0 К.Кедров Зримый рай Павла Флоренского .

         журнал Наука и религия , N 7 , 1993 г.